Главная » Всё о Йоге » Пракрити — это изначальная материя Вселенной. Узнай больше на OUM.RU

Пракрити — это изначальная материя Вселенной. Узнай больше на OUM.RU

Пракрити — это изначальная материя Вселенной. Узнай больше на OUM.RU

Многие философы и мыслители задавались вопросом о том, откуда произошёл мир, как началось его творение. Есть как религиозные версии сотворения мира, так и научные.

В философии школы Санкхьи есть такое понятие, как «Пракрити». Также этот термин упоминается и в «Йога-сутрах» Патанджали. Пракрити считается женским аспектом проявления Вселенной, которая в симбиозе с мужским аспектом Вселенной — Пурушей — образует мироздание.

Пракрити в переводе с санскрита означает `причина`, `материя` или `природа`. Пракрити является изначальной природой, первоосновой мира. Когда Пракрити не подвергается влиянию гун, она остаётся в своём изначальном состоянии. И в тот момент, когда гуны начинают воздействовать на Пракрити, нарушается баланс гун, и Пракрити начинает видоизменяться — принимать различные формы и образовывать материальный мир.

О том, как видеть изначальную суть всех вещей и явлений вне форм, Патанджали пишет в сутре 45 главы первой. В версии перевода Свенссона сутра звучит так: «Область тонкого завершается чистой материей, не имеющей отличительных черт или линги». То есть по мере познания окружающего мира путём созерцания или Дхьяны, человек начинает видеть истинную суть вещей и явлений и начинает воспринимать их как тождественные между собой и неразделимые друг от друга.

Немного по другому эту сутру перевёл Свами Сатьянанда Сарасвати: «Стадии Самадхи в отношении тонких объектов распространяются вплоть до пракрити». Таким образом, достижение состояния Самадхи позволяет видеть изначальную суть вещей. И чем глубже стадия Самадхи, тем более истинный уровень восприятия реальности открывается перед человеком.

В своём трактате Патанджали рассматривает Пракрити как конечную цель, то есть конечная стадия Самадхи приводит к познанию Пракрити. В переводе 45 сутры версии Загуменнова об этом сказано достаточно ясно: «Сфера тонкого завершается в непроявленном». Под сферой тонкого можно понимать процесс познания мира методом практики Дхьяны, а под непроявленным подразумевается Пракрити, которая под действием гун, принимая разные формы, порождает всё.

Рассматривая такое понятие, как Пракрити, следует обратить внимание на концепцию воздействия гун. Ведь именно под воздействием гун, Пракрити образовывает материальный мир и создаёт иллюзию двойственности и независимости вещей и явлений друг от друга.

В сутре 19 главы второй Патанджали подробно пишет о гунах. В версии перевода А. Бейли эта сутра звучит так: «Подразделения гун (или качеств материи) — четверичны: специфическое, неспецифическое, указанное и неприкосновенное». Речь идёт о том, что три гуны — тамас, раджас и саттва — также непостоянны и неоднозначны в своём проявлении. И могут быть в чётко проявленном или, напротив, неопределённом состоянии, а также — едва проявлены или вовсе быть лишены признаков.

Таким образом, Пракрити — это изначальная материя Вселенной, точка отсчёта, откуда возникает вектор развития. Когда качества Пракрити (гуны) пребывают в балансе, Пракрити остаётся в своём изначальном состоянии. При нарушении этого баланса, когда гуны выходят из равновесия, Пракрити начинает видоизменяться, под влиянием Пуруши (духа), который является мужским аспектом Вселенной.

В процессе трансформации Пракрити сначала возникает космическое сознание или Махат, которое имеет лишь способность к осознаванию существования и происходящего. Далее процесс трансформации Пракрити приводит к состоянию Буддхи, на этом этапе сознание получает возможность распознавания и чувствования. Далее, по мере огрубления Пракрити, возникает индивидуальная душа, которая обретает обусловленный ум и начинает накапливать опыт.

Концепция трансформации Пракрити нашла своё отражение в Аюрведе. Под термином Пракрити там подразумевается изначальная природа человека, а вместо концепции равновесия гун в Аюрведе рассматривается равновесие дош. Равновесие дош является состоянием здоровья человека. Преобладание какой-то одной доши создаёт склонность к тем или иным заболеваниям.

Источник

Интересные публикации по этой теме: