Главная » Рыбакам » Маленькие, но очень хищные речки Приморья!

Маленькие, но очень хищные речки Приморья!

Я ещё никогда так рано не летал во Владивосток… Всегда все поездки были в сентябре на «серьезные» реки и за «серьезной» рыбой. Всегда мы добирались на машинах, вертолетах и лодках, а тут мне поступило очень любопытное предложение: прилететь в апреле и буквально прогуляться по малым речкам-ручейкам и половить небольших, но любопытных рыбок! К тому же был шанс попасть в море на ход минтая и наловить его великое множество. Учитывая, что я живого минтая в глаза никогда не видывал, это тоже звучало интересно.

Как-то непривычно собираться во Владивосток и не брать с собой спальник, теплые костюмы, тридцать три вида носков, термобелья и кучи других разных теплых вещей. Весна, тепло… Что море, что маленькие речки – всё буквально в двух шагах. В этот раз я прилетел в Приморье ну прям как турист.

Рыбы нет, но вы надейтесь

По составленному уже на месте плану первый день у меня был свободный от речек, так что решено: гоним на море за минтайкой. Я сто раз слышал, что когда подходит минтай, весь Владивосток как с цепи срывается и мчит на рыбалку! Кто кидает с берега, кто барражирует в неспокойном море на надувной лодчонке, а некоторые, кто побогаче, выплывают на целых яхтоподобных катерах.

Но то, что я увидел, меня поразило до глубины души. Весь берег усыпан рыболовами, все стоят так плотно, что даже и воткнуться некуда! На расстоянии 200 метров от берега – целая флотилия лодок! И всё это пытается ловить бедного минтая.

Кое-как найдя себе место, я угнездился на камнях и, сделав первый заброс, с восторгом и предвкушением начал крутить головой, высматривая пойманную рыбу у соседей. Слева человек 200, справа человек 195, и у всех полная тишина… Кто-то принес с собой бинокль и грустно комментирует нулевые результаты у лодочников…

Как назло, вдобавок к бесклёвью поднимается сильный ветер! В голове шумит, пилькер не улетает, шнур парусит, и по всей нашей дружной цепочке рыболовов то тут, то там, начинают случаться перехлесты с соседями.

Фигово, что рыба не клюет, но посидеть на берегу моря, вдохнуть его бескрайний воздух и послушать шум волн тоже очень неплохо, особенно после промозглой московской зимы. Ещё одна положительная сторона бесклёвья – все начинают друг с другом болтать. И когда окружающие узнаю́т, что я из Москвы и прилетел в такую даль за мелкими речками и минтаем, мне сразу ставят диагноз: болен головой! Весело, но безрезультатно проведя у моря часа четыре, я поехал домой, ведь надо ещё пересобрать снасти на будущие горные рыбалки.

Нет снега – нет воды

В поездках по малым речкам, моим, условно говоря, гидом и провожатым был один из самых авторитетных и почитаемых «горняков» Приморья – Евгений Сокур. Ещё когда я был в Москве, от Евгения приходили сообщения о состоянии речек, и, к нашей общей печали, ничего хорошего там не происходило.

Дело в том, что во Владивостоке в течение всей зимы ни разу не выпадал снег. Вы представьте себе: зима – и без снега! Сколько раз по ТВ нам показывают, как зимой на дорогах и сопках Владивостока машины скользят, словно на коньках, и буксуют в снегу…

А тут снега нет совсем. Дикость какая-то. Снега нет, а значит, и весной таять нечему. Так и случилась по несчастным малым речкам настоящая засуха: воробей вброд перейдет, брюшко не замочив. Но что поделать, ведь билеты покупались заранее, и значит, будем ловить в той воде, что есть!

Вот что значит ездить на рыбалку рядом с городом: выезжаешь днем, ловишь рыбку, и вечерком ты уже дома. Ну разве это не прелесть? Почти вся дорога до речки идет по асфальту, и даже оставшаяся грунтовка вся высохла, превратилась в камень, и обычная легковушка мчит по ней без проблем. На улице красота! Светит солнце, ветра нет – полное блаженство! Для отдыха хорошо, а для рыбалки?

Переодевшись в вейдерсы, я вошел в воду, намочив ботинки лишь по щиколотку. А ещё, для пущего нашего удовольствия, речка прилично заросла нитяной травой. И стоило приманке туда попасть, как пучки чего-то склизкого на крючках, кольцах и застежках были обеспечены! Так что нам не оставалось ничего другого, кроме как идти от одной ямки к другой, от одного плеса к другому, пока не находилось место поглубже.

Если честно, то, собирая в Москве приманки, я, разумеется, делал упор на воблеры Sakura Phoxy Minnow – уж очень они здорово ловили во всех моих походах. Вот только самые маленькие, что я поначалу брал – это 50 миллиметров. И только благодаря Евгению, который предупредил меня о засухе, я взял Phoxy 40 миллиметров. Но даже и такие малыши не везде могли пролезть в полный рост, и иногда я вел воблер с торчащей из воды, как у акулы, спиной.

Пеструха? Что за дичь?

Первым нашим «трофеем» была пеструха. Симпатичная маленькая рыбка, которая потом превращается в такую знатную добычу, как сима. Пока мальки маленькие, они тусуются и откармливаются в речках, а как подрастут, уходят в море.

Пеструхи жадные, бегут за воблером целой толпой, толкаются и кусаются! Поймав самую первую красотку и разглядев её, я сразу понял, что где-то я её уже видел… Ну конечно, это же практически мой воблер Phoxy Minnow! Не зря такую расцветку делают, не зря!

Если быть абсолютно честным, то должен сказать сразу: на таких речках лучше использовать мелкие вертушки. Вертушки вообще можно использовать на любой рыбалке в любое время, и ты всегда будешь с уловом. Но я не такой, я не ловлю на вращалки вообще, так как считаю это скучным, однообразным и не требующим от тебя какого-либо творчества делом.

Но и на меня бывает проруха, и, покопавшись в своей мини-коробочке с приманками, я нашел пусть и не вращалку, но маленькую колебалочку Sakura Skoon Fat 2.4 грамма. Ох и боевая же она у меня! Прошла реки и озера Кольского, ловила на Москве-реке, и вот теперь оказалась в Приморье. Уж очень мне захотелось в первый день оторваться по рыбе после долгой зимы.

И это у меня получилось сполна – пеструхи как с ума сошли! Доходило до того, что не было ни одной проводки без пойманной рыбы! Колебалку можно вести более разнообразно, нежели вертушку, но всё равно через часок я уже соскучился по воблерам и опять перешел на Phoxy.

И это ленок?

Находились мы за день прилично. Бывает, идешь к ямке, а там пусто в прямом смысле этого слова. Топаешь к следующему месту. А такое место может быть как за ближним поворотом, так и только через триста метров – всё этот уровень дурацкий.

Солнце шпарит, и мы поскидывали куртки и кофты. Но вот начинает вечереть, и дневное тепло плавно, но неумолимо улетучивается. Опять хочется надеть кофту и застегнуть куртку.

Повечерять мы решили на плесе прямо около машины, тем более что это один из «секретных» плесов, на котором всегда всё ловится. Кидать стараемся под другой берег, ближе к коряжнику и глубине, где может и должен всегда стоять ленок. Всегда бывает всегда, но только не сегодня, и мы битый час кидаем впустую.

Для разнообразия я отошел чуть в сторону и от безделья решил прокидать мелкий плес прямо перед мини-перекатом. На очередном забросе у меня и присел леночек… До этого я таких мелких ленков и не видел, а тем более не держал в руках! Но рыба есть рыба, и, в принципе, я знал, за чем еду.

Фигура вторая, печальная

Вернувшись домой, я рассказал друзьям о безумном дне пеструшек и был полностью уверен, что завтра нас будет ждать то же самое.

Однако человек предполагает, а бог располагает. Уже утро показало, что всё будет не так: пасмурно, накрапывает какая-то морось и холодно… Приехав на речку, мы с удивлением обнаружили, что пеструшки куда-то попрятались, ленков как не было, так и нет, дует ветер, и на реке вообще невкусно. Печалька…

Всё это я пишу уже спустя почти два месяца, ориентируясь по фотографиям. Некоторые воспоминания уже притупились, но, судя по фото, пеструшек мы, конечно, поймали, да и леночков тоже. Да только как ни смотри, самым ярким пятном за весь день был Phoxy Minnow Евгения в суперконтрастной расцветке T08…

Возьмем мы снасти новые и старые ещё…

И вот тут самое время мне рассказать о своих снастях! В моем наборе, как всегда, стандарт:
1. Воблеры Sakura Phoxy Minnow, которыми я пользуюсь на всех горных и не только рыбалках. Про них уже написано столько, что я коротко перечислю основные плюсы.
Стабильные. Их невозможно ввести в штопор на какой бы то ни было скорости или течении.
Живучие. Ударяясь о камни при забросах, отбиваясь лопатой при проводках и вообще испытывая все ужасы горной реки, они ни разу не огорчили меня отломанной лопатой или сколом краски.
Уловистые. На Phoxy я ловил всю рыбу: ленка, тайменя, хариуса, окуня, щуку, судака, жереха, голавля, теперь вот пеструшку, и не удивлюсь, если я кого-то пропустил.
• Ну и, конечно, недорогие. При таком качестве и рабочих характеристиках цена не сумасшедшая, и ты получаешь золотое сечение в пропорции «цена/качество».

2. Палка Sakura Shinjin 531ML с тестом до 10 граммов. Коротышка, которой удобно ловить на таких маленьких речках. Никаких супертребований к палке на таких рыбалках нет, я просто выбрал что-то легкое, удобное, отзывчивое и маневренное. Ну а то, что палка оказалась просто супер – дополнительный бонус.

3. Шнур Sakura 8X Sensibraid 0.06 в новом цвете Chartreuse! На такой шнур я отловил весь прошлый сезон, но вот новая расцветка действительно огонь! Химозный, прям ядовитый цвет как нельзя лучше подходит для горных рек – его видно, ты всё контролируешь, короче, всё как надо!

4. Катушка DAM Quick 7 1000FD. И вот тут мы подходим к самому новому в моем арсенале. Если не брать в расчет приманки, в которых всегда хочется попробовать новый цвет, размер или что-то там ещё, в остальном я всегда спокоен как удав. Я очень редко меняю палки или катушки, но в этот раз я не смог устоять!

Красавица Quick 7 – 100% детище немецких инженеров, 100% собрана на собственном новеньком оборудовании. Ну что тут ещё скажешь! Выглядит на пять с плюсом, крутится, как perpetuum mobile! Все важные механизмы ещё на стадии производства проходят строжайший контроль качества – тысячу раз открывание дужки, тысячу раз переключение флажка обратного хода и так далее.

При любом стиле ловли на горной речке намотка всегда получается ровной и аккуратной. Да, конечно, Quick 7 на сегодняшний момент — топовая серия у DAM, и ничего другого мы от неё и не ждали, но со мной была ещё одна модель – Quick 5 3000FD, которую я взял на море, и там всё тоже сработало на ура!

День третий. Красноперка в «лампасах».

Практически сразу, как я прилетел в Приморье, я стал слышать от друзей, что то тут, то там начали полавливать красноперку в речках. Сразу уточню, что это не наша с вами красноперка – это красноперка морская!

Я ловил её в море во время рокфишинга, и внешне она очень сильно напоминает нашего с вами голавля+плотву+красноперку – ничего интересного. Но стоит ей зайти в речку на нерест, как она меняется с ног до головы! Как говорят местные: красноперка красивая, с лампасами!

И действительно, красноперка полностью меняет свой цвет: откуда-то проявляются оранжевые полосы и оранжевые плавники! Ну это всё равно, что взять меня и на какое-то время сделать негром или китайцем – ведь не узнаешь!

Не скрою, что я стал подпрыгивать и покрикивать, что я, мол, тоже ну очень и очень хочу половить такую рыбку! А Евгений, как в лучших традициях драматического кино, взял и приземлил меня, объяснив, что 99% ловят красноперку на червя в устьях рек, и что если специально нацелиться на ловлю красноперки спиннингом, то скорее всего это будет полный пролет… Ну не грусть ли это?!

Эх, что делать… И мы опять едем за нашими пеструшками. Машинка шустро бежит по трассе, а мы безостановочно болтаем о том о сём. Так получалось, что каждый день к нам добавлялся один из друзей Евгения, и все они были интересными и приятными людьми. И тут я задумался о том, что я ни разу не встречал плохих людей в Приморье: со всеми можно поговорить, посмеяться, и никогда не возникнет ситуации, когда все молчат и в машине повисает тяжелая тишина.

Подъезжаем к первому броду. Я развалился на заднем сиденье, но все равно вижу, что впереди. Мельком замечаю, что как-то вода журчит по камушкам странно, и на несколько секунд мне даже померещились спины рыб. Да какие тут спины в такой речке и тем более на оживленном переезде! Но, подъехав поближе, Евгений бьет по тормозам и кричит: «Красноперка!»

Как ужаленные, вылетаем из машины и действительно видим с десяток спин красноперок, протискивающихся по мелкому перекату! С какой скоростью мы собрали снасти – мне даже вам не передать, но ощущение, что шнуры сами пролетали в наши спиннинги, а катушки сами завинчивали держаки!

Я успел первее всех и, нацепив верного Phoxу, с первого заброса поймал свою первую в жизни «красноперку в лампасах» — сколько же слова «первый» в этом предложении!))

Господи, но это хоть похоже на рыбу! Она и бьется неплохо, и размер приличный, не говоря уже об экзотической красоте! Подбегает Евгений и тоже ловит, а у меня уже вторая, и мы обязаны сделать фото такого дуплета.

Почему всё хорошее так быстро заканчивается? Почему испугавшиеся кипеша красноперки разбежались? Ну почему они не подумали, что тут их кормят (пусть и воблерами), и их не приплыло еще больше? Всё это, конечно, шутки, но факт в том, что мы расшугали стайку, и больше они не возвращались.

А вообще, нам несказанно повезло, ведь это действительно оживленный брод, по которому каждые 10-15 минут проезжает машина. И будь мы на месте на десять минут раньше или позже, никаких красноперок мы бы и не увидели.

Под впечатлением от такой рыбалки я пошел побродить вниз по течению, но нашел только стада голодных пеструх, которые стали еще более дикими, чем в первый день, и буквально рвали Phoxy на части. Пеструхи увлекают, с одного места можно было поймать десять и через пару метров с другого ещё пятнадцать! Так я не заметил, что отсутствую уже достаточно долго, и поспешил обратно к друзьям.

После «лампасной» красноперки наша речка показалась мне скучной, и я шел без особого энтузиазма… Но сегодня явно кто-то свыше пожалел меня и наслал на нас ленков! С одного плеса мы вылавливали минимум по ленку и получали ещё как минимум по одной-две поклёвки. Я не знаю, что изменилось в природе и как объяснить такой подарок нам… Но вот вам и рыбалка!

Как потом мне объясняли, приблизительно такой клёв должен был быть у нас всё время, если бы уровень воды был таким, каким ему полагается. Но я уже привык к сюрпризам природы, ведь если вы почитаете мои другие обзоры, то в каждом найдете последствия какого-либо катаклизма.

Привет, Андрюх, здоров, Митяй!

Вы ещё не забыли про минтая? Так вот, последний день будет посвящен исключительно ему. Компанию в этом безнадежном мероприятии мне составил мой старый друг и товарищ Андрей, с которым мы познакомились сколько-то лет назад во время моей первой поездки в Приморье именно на горную рыбалку.

Андрей, будучи человеком веселым, сказал, что мы будем ловить минтая до тех пор, пока не наловим целое ведро! Я приоткрыл окно, послушал завывания ветра, посмотрел на клубящиеся тучи, накрапывающий дождь и подумал, что хорошо бы это ведро наловить побыстрее…

Места ловли минтая во Владивостоке для местных секрета не представляют, так что я с удовольствием сдам вам все эти точки – приезжайте и ловите!

На Стекляшке был?

Итак, первым делом мы решили поехать на Стекляшку. Я тысячи раз слышал про эту симпатичную бухту, но за десять лет своих поездок во Владивосток так ни разу там и не побывал. А ведь место просто уникальное! Я читал, что нечто похожее есть, кажется, в Италии, и там это туристическая достопримечательность. В нашу Стеклянную бухту туристов пока не возят, зато рыболовам здесь приволье.

Что же такое Стекляшка? Да всё обыденно и просто: в своё время прямо на берегу моря была огромная городская свалка Владивостока! Горы мусора, тысячи помоечных чаек – всё как полагается. Конечно, никто о природе до поры до времени у нас не думает.

И вот все эти отходы, включая бутылочное стекло, битые тарелки, чашки и черт знает что ещё потихоньку сползало в море. Море, как огромная стиральная машина, крутило в своём «барабане» эти осколки, постепенно обтачивая и закругляя всё это безобразие об гальку. Течение подхватывало такое рукоделие и выбрасывало на берег в соседней бухте, где со временем чуть ли не вся галька заменилась на разноцветные гладкие камушки-стекляшки. И даже в пасмурную погоду это смотрится ну очень прикольно!

Но мы же приехали на рыбалку, и поэтому, наигравшись в куличики, полезли по скалам. Андрей, как молодой козлик, прокладывал дорогу, а я, не на шутку напрягшись, старался не отстать от него и тоже полз вверх по мокрым камням. Стекляшка примечательна для рыболова тем, что когда ты всё же заберешься на нужное место, ты получаешь свал почти у своих ног, а ведь в море как раз и надо закидывать за свал.

Опять накрапывает дождь, ветер воет так, что мы не слышим друг друга на расстоянии даже пары метров. По рыбе вообще полный глушняк – на сотню забросов ни одной поклёвки! Стоять на скалах становится совсем противно, и мы решаем переехать на Саркофаг.

Саркофаг, но без мумий

Саркофаг – это местное название той самой свалки, благодаря которой и появилась Стекляшка. Когда во Владивостоке начали проводить международный форум, куда каждый раз прилетает Путин и К*, было принято решение закрыть огромную городскую свалку и упрятать ее под каменным саркофагом: свои-то привычные, а иностранным гостям негоже видеть такие безобразия.

Береговую линию отсыпали огромными каменюками, и так это место превратилось в излюбленную точку всего Владивостока для ловли минтая. Именно на Саркофаге я был в первый день, где ничего не поймал, но успел познакомиться с массой народа. Тут хоть не так дует. Мы остаемся и кидаем как проклятые…

Дед, куриная кожа и кальмар

Ну прям дежавю – сотни рыболовов и ноль результатов! Ан нет, вон какой-то дед что-то тащит! Ну ничего себе, да у него дуплет! Окей, понятно: он на донку и на какие-то хитрые насадки. Надо бы за ним ещё понаблюдать…

Только он закидывает, не успевает положить свое дубовое удилище, как уже опять тащит, и опять дуплет! Да что же это такое!))) Не выдержав, я пошел на разведку, ведь мне как приезжему издалека вообще не зазорно подойти, поспрашивать и заглянуть в чужое ведро с уловом.

По пути я встречаю несколько человек, с которыми успел познакомиться в первый день. Они ездят сюда чуть ли не каждый день, дабы не пропустить ход минтая… И тогда уж он клюет даже «на консервную банку».

Как я уже говорил, в Приморье все какие-то нереально добрые! У нас попробуй подойди к рыболову. В лучшем случае он будет что-то мычать или ну прям выдавливать из себя слова, а в худшем просто будет стоять с каменной рожей. А у Саркофага дед принял меня как родного! Всё мне рассказал и показал, и оказалось, что ловит он и впрямь на донку с тяжелым грузом и двумя крюками, на которых насажена куриная кожа и щупальца кальмара.

Но что самое главное, кидал он совсем близко – буквально под самый свал, в то время как я и сотни других рыболовов старались закинуть как можно дальше и как можно быстрее выматывать приманку возле свала, дабы не зацепиться.

Голь на выдумку хитра

«Нет, ну так дело точно не пойдет. Что же это я, приехал в такую даль и минтая не поймаю?!» С такими мыслями я вернулся к Андрею, держа в руках несколько щупалец кальмара…

Мы в шутку поклялись друг другу, что сохраним наше ноу-хау в секрете, но это было настолько смешно и необычно, что не рассказать об этом просто нельзя.

Мы сделали мне донку! Вот до чего бесклёвье доводит!!))) В коробке Андрея мы нашли страшную старую джигу грамм 40, отломали от неё ржавый крюк, и у нас получилось отличное грузило. Прямо на шнур мы напрямую навязали несколько крючков-ассистов, и вуаля – донка, собранная в экстремальных условиях!

Насадив на крючки кусочки кальмара, я ещё раз примерился, на какое расстояние закидывает дед, помолился богам Саркофага и отправил свой хендмейд в глубины океана.

Сижу, жду. Хоть плачь! И у меня ничего не клюет, и у деда тоже тишина! Через весь берег я ору, что это работает мое проклятье, и десятки человек, наблюдавшие за мной и дедом, взрываются хохотом! Ай да Москва: приехал и отогнал нашего «митеньку»!

Я сижу на камушке, посматриваю на воду, думаю «о хорошем»… И тут, в момент наивысшего градуса моей медитации, происходит жесткая поклёвка! От неожиданности и такой наглости я чудом не прозевал момент, но всё же успел сделать подсечку!

От приморцев я слышал, что ловить минтая неинтересно, что он не сопротивляется и вообще скучная рыба… Ну правильно, если ты попадаешь на сумасшедший ход и ловишь с каждого заброса, то, наверное, действительно неинтересно, а тут – долгожданная рыба, за которой мы охотились почти целый день!

Минтай действительно не бегает при вываживании, но зато здорово давит! По ощущениям, ты тащишь тяжелую гирю, которая идет к тебе, не сопротивляясь, но ещё чуть-чуть, и она оторвет всё и утонет на дно! Хорошо, что я взял свой любимый спин для моря Shukan Neo EGI: у него достаточно надежности, и он цепко держит рыбу-гирю!

Ну, слава богам, практически у моих ног бьется очень даже приличный минтай. Правда, его ещё надо как-то взять в руки и при этом не упасть на скользких камнях и не поломать снасти! Был бы спиннинг, как у деда, выволок бы рыбу, и все дела… А тут волны набегают, рыба скачет, мое чудное грузило застревает в камнях – того и гляди минтай сорвется…

На помощь ко мне бросается Андрей, вода заливает ему кроссовки, зато рыба у нас в руках! Уфф! А вот грузило всё же оторвалось.

Нет, я не такой!

Ну не пойду же я по берегу клянчить у кого-нибудь грузило, да и всё же мы спиннингисты, а не «червячники»! Немного поразмыслив, я решил закинуть пилькер точно так же, как и донку, совсем на границу свала. И пусть это можно считать практически «самоубийством» (вероятность зацепа приближается к 100%), я готов рискнуть…

Пилькер падает на дно, и я приподнимаю его легонькими движениями, затем опять кладу на дно – играю практически на месте. Поклёвка, и уже настоящий восторг от пойманной рыбы! Всё честно, на спиннинг! Повторяем «заклинание», и опять поклёвка! Красота – дела налаживаются! Андрей тоже делает, как я, и сразу тащит своего «митю»!

Вот так с горем пополам мы и наловили минтая на жареху. И могу сказать, что свежий минтай – это тема!

Чина-чина опа, чина-чинанай

Вот и наступил последний день в Приморье… Под конец всех путешествий меня одолевает одно и то же ощущение – вроде как и по дому соскучился, но уезжать грустно. Так что я пребывал в легкой печали и задумчивости – этакая меланхолия напала.

Мы с Алексеем хотим напоследок пробежаться по Саркофагу, но перед этим надо заехать в «Китай-город» — выполнить продуктовую программу по закупке зеленого чая и подарков сынуле.

«Китай-город» — это здоровенный ангар-рынок, сплошь усеянный маленькими магазинчиками с китайскими товарами. Чего тут только нет! Войдя внутрь, я сразу сказал, что мне надо всё. Тут тебе электроника, рыбалка, продукты, инструменты, и так до бесконечности!

Я беспомощно залип в продуктовой лавке среди десятков сортов чая, сотни вариаций конфет, каких-то соусов и так далее и тому подобное. Набрал целый мешок сладостей, ну и заодно, как всегда, задружился с продавцом! Нихао карафена!

А на Саркофаге сегодня тишина, и даже опять сидящий на своем месте дед жалуется на бесклёвье да грустно качает головой… Ладно, не рыбы, так хоть салата наловим? ))

Рыбалка на Стекляшке

Красноперка в лампасах

Рыбалка на малых речках Приморья

Ловля минтая

Краснопер или красноперка?

Интересные публикации по этой теме: